В чем разница между соляркой и дизельным топливом?

Заправляя свой дизельный легковой автомобиль на АЗС, очень часто доводится слышать, как дизельное топливо называют «солярой». А почему, никто и не задумывается. Давайте попробуем в этом разобраться. Являются ли в наше время слова дизтопливо и «соляра» словами синонимами? Допустимо ли использование в современных легковых и грузовых автомобилях «соляры» вместо дизельного топлива.

Чтобы дать ответ на эти, а попутно и на другие вопросы, которые могут возникнуть у автомобилистов, в ходе такого разбирательства, обратимся для начала к трем различным толковым словарям. Посмотрим, как же они трактуют такие понятия, как дизтопливо и «соляра»? И что мы видим, а то, что все они трактуют эти понятия по-разному. Первым рассмотрим слово «соляра» :

1) «Соляровое масло» или «Соляр» — это продукт прямой перегонки нефти, который используется как топливо в некоторых типах дизельных двигателей;

2) «Соляровое масло», в простонародье «солярка» — представляет собой фракцию нефти, которая прошла обработку щелочью. Такой продукт имеет вязкость 5 — 9 мм2/с и температуру кипения около от 240 до 400°С. Используется такой вид топлива на дизельных судах, тепловозах и тракторах с низко оборотистыми дизельными двигателями;

3) «Соляр», «Соляровое масло» (разговорное «Солярка») — это продукт, который получается в результате перегонки нефти, после выделения из неё белее легких фракций бензина и керосина. Остаточным продуктом переработки нефти, после выделения из неё «солярового масла», является мазут. «Соляр» используется как топливо для тихоходных двигателей.

Теперь посмотрим, какое же определение эти словари дают дизельному топливу:

1) «Дизельное топливо» — это топливо, получаемое путем перегонки нефти, а именно керосиновые, газойлевые и соляровые фракции, которые используются в своем большинстве для высоко оборотистых двигателей. Что касается более тяжелых фракций и продуктов переработки нефти под названием «остаточные», то их применяют для низко оборотистых двигателей;

2) Дизельное топливо — жидкий продукт, использующийся как топливо в дизельном двигателе. Обычно под этим термином понимают топливо, получающееся из керосиново-газойлевых фракций путем прямой перегонки нефти. Основной показатель дизельного топлива — это цетановое число (Л-45).

3) Дизельное топливо (соляровое масло, солярка) — это жидкий продукт, использующийся как топливо в дизельном двигателе, а с недавних пор — и в газодизельных двигателях. Обычно под этим термином понимают топливо, получающееся из керосиново-газойлевых фракций, путем прямой перегонки нефти. Основными потребителями дизельного топлива являются: железнодорожный транспорт, грузовой автотранспорт, водный транспорт и сельскохозяйственная техника. Кроме дизельных и газодизельных двигателей, остаточное дизельное топливо (соляровое масло) зачастую используется в качестве котельного топлива, для пропитывания кож, в смазочно-охлаждающих средствах при механической и закалочных жидкостях при термической обработке металлов.

Что мы выяснили, изучив три различных толковых словаря? А то, что не один из словарей не вносит полной ясности в рассматриваемый нами вопрос.
Поэтому, давайте попробуем разобраться сами. А начнем мы это с ответа на вопрос, что такое «Дизель»? Дизельные двигатели -это, четырех или двухтактные, поршневые или роторные двигатели внутреннего сгорания, работающие на жидком топливе, в котором воспламенение топлива происходит в результате сжатия воздуха. Особенностью дизельных двигателей, в их первозданном виде (работающих по циклу Дизеля) было компрессорное, пневматическое распыливание топлива. Отказ от этого цикла был связан с тем, что на привод компрессора (у «настоящего» дизеля, как отмечал выше, было компрессорное впрыскивание топливо – воздушной смеси) приходилось 10-15% мощности работы двигателя. В связи с чем, расход топлива у таких дизелей был не совсем приемлемым, т.е. эффективные показатели были ниже, чем у цикла Сабатэ – Тринклера. Но в тоже время индикаторные показатели и экологические показатели были выше чем у двигателей, работающих по циклу Сабатэ – Тринклера. Связанно это было с более качественным смесеобразованием — подавалась топливовоздушная смесь, а не топливо в жидкой фазе как у современных дизелей. Повсеместный переход от пневматического на механическое распыление топлива и соответственно с цикла Дизеля на цикл Сабатэ — Тринклера начался в 30-х годах прошлого века. Практически, сейчас двигателей работающих по циклу Дизеля не промышленностью не производятся.

Какое же топливо необходимо для двигателей работающих по циклу Сабатэ-Тринклера?
Промышленностью выпускаются две группы дизельного топлива:
1) дистиллятные маловязкие — применяемые в высоко форсированных двигателях;
2) высоковязкие остаточные — используемые в тихоходных дизелях.

Для производства дистиллятных дизельных видов топлива используют керосино-газойлевые фракции прямой перегонки нефти и частично (до 20%) газойли каталитического крекинга. После определенной очистки и добавления различного рода присадок, эти продукты перегонки нефти приобретают вязкость 2 — 4,5 мм2/с.. Топливо для тихоходных дизелей, вырабатывают из смеси мазутов с керосино-газойлевыми фракциями нефти.

Основной показатель дизельного топлива — это цетановое число (Л-45). Цетановое число характеризует способность топлива к воспламенению в камере сгорания. Температура вспышки, определённая по ASTM D93, для дизельного топлива должна быть не выше 70 °C.
Цетановое число численно равно объёмной доле цетана (С16Н34, гексадекана), цетановое число которого принимается за 100, в смеси с a-метилнафталином (цетановое число которого, в свою очередь, равно 0). Когда дизельное топливо характеризуется такой же воспламеняемостью, определённой на опытном двигателе(ASTM D 613, EN 5165, ISO 5165, ГОСТ 3122 ), что и модельная смесь этих двух углеводородов, цетановое число данного топлива считается равным % доли цетана в этой смеси. Чем оно больше, тем лучше воспламеняемость смеси при сжатии. Оптимальную работу стандартных современных двигателей обеспечивают дизельные виды топлива с цетановым числом 40-55. При цетановом числе меньше 40 резко возрастает задержка воспламенения (время между началом впрыска и воспламенением топлива) и скорость нарастания давления в камере сгорания, увеличивается износ двигателя. Стандартное дизельное топливо характеризуется цетановым числом 40-45, а дизельное топливо высшего качества (премиум) имеет цетановое число 45-50.
Дизельное топливо марки «ПРЕМИУМ» более лёгкое, содержит больше леко воспламеняющихся, лёгких фракций и поэтому более пригодно для запуска двигателя в холодную погоду, кроме того, отношение водорода к углероду в лёгких фракциях выше, поэтому при сгорании такого дизельного топлива образуется меньше дыма, снижается расход топлива.
При цетановом числе больше 60 снижается полнота сгорания топлива, возрастает дымность выхлопных газов, повышается расход топлива, ухудшаются эксплотационные характеристики. В некоторой степени цетановое число зависит от группового состава топлива (доли парафинов, олефинов, нафтенов, ароматики). Парафины, способные к самовоспламенению при низких температурах, являются полезным компонентом дизельного топлива.
В последнее время, в рамках борьбы за экологию, жёстко нормировано содержание серы в дизельном топливе. Под серой здесь понимается, содержание сернистых соединений — меркаптанов (R-SH), сульфидов (R-S-R), дисульфидов (R-S-S-R), тиофенов, тиофанов и др., а не элементарная сера как таковая; R — углеводородный радикал. Содержание серы в нефти находится в пределах от 0,15 % (легкие нефти Сибири), 1,5 % (нефть Urals) до 5-7 % (тяжёлые битуминозные нефти). Допустимое содержание серы в судовом топливе — до 1 %, а по последним нормативам Европы и штата Калифорния допустимое содержание серы в дизельном топливе не более 0,001 % (10 ppm). Понижение содержания серы в ДТ, как правило, приводит к уменьшению его смазывающих свойств, поэтому для дизельных топлив с ультранизким содержанием серы обязательным условием является наличие присадок.
Различают так называемое зимнее дизельное топливо и летнее дизельное топливо. Основное отличие зимнего дизельного топлива и летнего дизельного топлива состоит в температуре предельной фильтруемости ASTM D 6371 и температурах помутнения и застывания ASTM D97, ASTM D2500, указанной в стандартах на это дизельное топливо. Производство зимнего дизельного топлива обходится дороже, так как в состав зимнего дизельного топлива добавляется керосин, антигеливые присадки и для связывания воды. Но в зимнее время года, при температуре ниже -15 °C, завести дизельный двигатель, без предварительного разогрева топлива, практически невозможно. Дизельное топливо застывает, а парафин, входящий в состав дизельного топлива, кристаллизируясь, забивает фильтрующие элементы топливных насосов. Ещё одной проблемой летнего дизельного топлива является конденсат воды в топливном баке. Вода отслаивается при хранении дизтоплива и собирается внизу топливного бака, т.к. плотность дизтоплива меньше 1 кг/л. Водяная пробка в магистрали полностью блокирует работу двигателя. Поэтому, если автомобиль заправлялся в летнее время, а затем длительное время не эксплуатировался, то с наступлением холодов, летнее дизельное топливо необходимо сливать и заправлять автомобиль зимним дизельным топливом.
Таким образом, мы с Вами сравнили физические и химические свойства «солара» и «дизельного топлива» и установили, что в своем составе дизельное топливо содержит углеводороды, которые имеют температуру кипения от 180 до 350°С. После определенной очистки и добавления разного рода присадок, эти продукты перегонки нефти приобретают вязкость 2 — 4,5 мм2/с.
В свою очередь, «соляровое масло», (солярка)», представляет собой фракцию нефти, с вязкостью 5 — 9 мм2/с. и температурой кипения от 240 до 400°С.
Подводя итоги, можем сделать вывод, что «солярка» и «дизельное топливо» — это два совершенно разных понятия. Использование «соляра» в современных автомобильных двигателях недопустимо.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *