Как разобраться в маркировке автомобильных масел?

Существует две общеизвестных классификации моторных масел. Это:

- система классификации масла по вязкости, так называемая  – SAE (Society of Automotive Engineers). Она основывается на вязкостных характеристиках масел при определенных температурах;

- так называемая система классификации API (American Petroleum Institute) классифицирует моторные масла по их способности удовлетворения определенных эксплуатационных требований.

Система SAE классификации моторных масел по вязкости.

Вязкость масла, это его сопротивление стеканию при определенной температуре.  Это одна из важнейших характеристик моторного масла.

(SAE) предлагает следующую классификации моторных масел по измерению их вязкости. Система SAE, градации вязкости моторных масел

Градация вязкости Вязкость (сП)

при температуре

(град. Цельсия) Граничная Вязкость (сСт)

при 100 oC

макс. мин. макс. мин.

0W 3250 при 30 — -35 C 3.8

5W 3500 при 25 — -30 С 3.8

10W 3500 при 20 — -25 С 4.1

15W 3500 при 15 — -20 С 5.6

20W 4500 при 10 — -15 С 5.6

25W 6000 при 5 — -10 С 9.3

20 я 5.6 Менее 9.3

30 я 9.3 Менее 12.5

40 я 12.5 Менее 16.3

50 я 16.3 Менее 21.9

60 я 21.9 Менее 26.1

 

К так называемым «СЕЗОННЫМ МАСЛАМ» относятся те масла, которые удовлетворяют каким-то одним требованиям. Либо только низкотемпературным требованиям классификации вязкости, они помечены буквой «W» (winter — зимнее). Либо те, которые удовлетворяют только требованиями при 100oC.                                            Те же масла, которые удовлетворяют требованиям, как для высоких, так и для низких температур, называются «УНИВЕРСАЛЬНЫМИ» или «ВСЕСЕЗОННЫМИ». Если такое возможно? Чаще всего, так называемая, «всесезонность» масла обусловлена значительным уменьшением разброса диапазона рабочих температур, в которых оно используется.                                                                                                      

Обычно, такие свойства всесезонных масел достигаются в результате добавок в их состав различных присадок, «повышающих индекс вязкости». Эти добавки дают возможность использовать масла и при низких температурах, позволяя проворачивать вал двигателя и обеспечивать циркуляцию масла, и при высоких температурах, когда вязкость масла остается еще достаточной, для того, чтобы защитить двигатель от износа и при этом не слишком увеличить потребление масла.

Система классификации API.

Эта система классификации была принята в 1970 году. В этой системе масла классифицируются с точки зрения их способности удовлетворять заранее определенным эксплуатационным характеристикам в различных условиях применения.

Категория «S» для двигателей с искровым зажиганием (т.е. бензиновых двигателей) содержит семь классов.

 В категории «C» для двигателей с компрессионным воспламенением (т.е. дизельных двигателей) шесть классов.

 Класс CD -  соответствующие эксплуатационным требованиям по измерениям в процессе следующих тестов для бензиновых и дизельных двигателей: Тест Caterpillar 1G2, сопоставленный с данными о двигателях с непрямым впрыском в интенсивном режиме; основная цель — исследование образования отложений на поршне и канавке поршневого кольца. Тест ORC L-38 для бензиновых двигателей устанавливает режим для измерения нагара поршня и потери веса подшипника с покрытием из медно-свинцовистой бронзы при работе в условиях высоких температур.

 Класс CD-II - масла, соответствующие эксплуатационным требованиям по измерениям в процессе следующих тестов для бензиновых и дизельных двигателей: Тест Caterpillar 1G2, сопоставленный с данными о двигателях с непрямым впрыском в интенсивном режиме; основная цель — исследование образования отложений на поршне и канавке поршневого кольца. Тест Detroit Diesel 6V-53T был сопоставлен с данными об автомобилях, оснащенных двухтактными дизельными двигателями, которые эксплуатировались до 1985 г. на высоких скоростях; основная цель — исследование разрушений поршневых колец и гильз. Тест ORC L-38 для бензиновых двигателей устанавливает режим для измерения нагара поршня и потери веса подшипника с покрытием из медно-свинцовистой бронзы при работе в условиях высоких температур.

 

Класс CE - масла, соответствующие эксплуатационным требованиям по измерениям в процессе следующих тестов для бензиновых и дизельных двигателей: Тест Caterpillar 1G2, сопоставленный с данными о двигателях с непрямым впрыском в интенсивном режиме; основная цель — исследование образования отложений на поршне и канавке поршневого кольца. Тесты Mack T-6, T-7 и Cummins NTC-400 для дизельных двигателей с прямым впрыском. Тест T-6, сопоставленный с данными об автомобилях, оснащенных двигателями, которые эксплуатировались до 1980 г. на высоких скоростях; основная цель — исследование отложений, потребления масла и износа. Тест T-7 был сопоставлен с данными об автомобилях с двигателями, которые эксплуатировались с перегрузками до 1984 г.; основная цель — исследование загустевания масла. Тест NTC-400 для дизельных двигателей был сопоставлен с данными об автомобилях с двигателями, которые эксплуатировались на шоссейных трассах до 1983 г.; основная цель — исследование потребления масла, отложений и износа. Тест ORC L-38 для бензиновых двигателей устанавливает режим для измерения нагара поршня и потери веса подшипника с покрытием из медно-свинцовистой бронзы при работе в условиях высоких температур.

При описании сортов и характеристик моторных масел обычно используются обе системы классификации, API и SAE. Однако подчеркну, что эти системы существуют независимо друг от друга. Система SAE определяет вязкость масла, на ее градации не оказывает влияния система API, которая рассматривает моторные масла с точки зрения их эксплуатационных характеристик. 

Функции моторных масел

Моторные масла выполняют в двигателе пять основных функций: — снижают сопротивление трения между движущимися частями; — защищают металл от коррозии и износа; — обеспечивают уплотнение в пространстве между поршневыми кольцами и стенками цилиндров/гильзами; — способствуют охлаждению двигателя; — замедляют образование отложений на поверхности частей двигателя и облегчают удаление из картера побочных продуктов сгорания.

С развитием дизелей, которые в последние годы превратились в современные сложные высокоэффективные двигатели, изменялись и моторные масла. На сегодняшний день, из применявшихся ранее, практически необработанных продуктов нефтеперегонки, они превратились в сложные химические составы. Для повышения качества и эксплуатационных свойств дизельных моторных масел, в них добавляются:

Детергенты - обладают способностью замедлять образование отложений на поверхности частей двигателя.

Дисперсанты- способствуют тому, что сажа и другие продукты сгорания находятся в масле в состоянии взвеси, таким образом, предотвращается их осаждение на поверхности частей двигателя.

- Замедлители коррозии - защищают подверженные коррозии части двигателя от воздействия кислотных соединений, возникающих в результате реакций, происходящих с продуктами сгорания в масляной среде.

- Антиокислители - обеспечивают устойчивость масла к процессу окисления, который ускоряется с ростом рабочей температуры.

- Замедлители износа - уменьшают разрушения, возникающие при соприкосновении движущихся друг относительно друга металлических поверхностей, таких как поршневые кольца и гильзы цилиндров, подшипники и цапфы и т.д.

- Добавки для снижения трения - уменьшают силы трения между движущимися металлическими частями для повышения экономии топлива.

- Добавки для повышения индекса вязкости - используются для создания всесезонных сортов масла.

Для категории API SA - не устанавливается никаких требований к эксплуатационным характеристикам, поскольку в нее входят масла без присадок.

API – SB — масла, соответствующие эксплуатационным требованиям следующих тестов для бензиновых двигателей: Тест Sequence IV был сопоставлен с данными об автомобилях, которые эксплуатировались потребителями до 1958 г.; основная цель — исследование износа механизма клапанов. Измерение потери веса подшипника с покрытием из медно-свинцовистой бронзы при работе в условиях высоких температур проводится по тесту L-4 или по тесту L-38.

API – BC масла, соответствующие эксплуатационным требованиям по измерениям в процессе следующих тестов для бензиновых и дизельных двигателей: Тесты Sequence IIA и IIIA выполняются последовательными сериями на одной заправке масла. Тест IIA сопоставлен с данными об автомобилях, используемых для коротких поездок, основная цель — исследование образования ржавчины; тест IIIA сопоставлен с данными об автомобилях, работающих при высоких температурах, основная цель — исследование износа гнезда клапана. Для сопоставления использованы данные об автомобилях, которые находились в эксплуатации до 1958 г. Тест Sequence IV был сопоставлен с данными об автомобилях, которые эксплуатировались потребителями до 1958 г.; основная цель — исследование износа механизма клапанов. Тест Sequence V был соотнесен с автомобилями, которые эксплуатировались до 1957 г. в условиях езды по городу, основная цель — исследование шлама, нагара и износа упора клапана. Тест L-38 для бензиновых двигателей устанавливает режим для измерения потери веса подшипника с покрытием из медно-свинцовистой бронзы при работе в условиях высоких температур. Тест L-1 определяет условия измерения высокотемпературных отложений.

 

API SD - масла, соответствующие эксплуатационным требованиям по измерениям в процессе следующих тестов для бензиновых и дизельных двигателей: Тесты Sequence IIB и IIIB выполняются последовательными сериями на одной заправке масла. Тест Sequence IIB сопоставлен с данными об автомобилях, используемых для коротких поездок, основная цель — исследование образования ржавчины; тест IIIB сопоставлен с данными об автомобилях, работающих при высоких температурах, основная цель — исследование износа гнезда клапана. Для сопоставления использованы данные об автомобилях, которые находились в эксплуатации до 1968 г. Тест Sequence IV для бензиновых двигателей был сопоставлен с данными об автомобилях, которые эксплуатировались потребителями до 1968 г.; основная цель — исследование износа механизма клапанов. Тест Sequence VB был соотнесен с данными по автомобилям, которые эксплуатировались до 1968 г. в условиях езды по городу, основная цель — исследование шлама, нагара и износа упора клапана. Тест L-38 для бензиновых двигателей устанавливает режим для измерения потери веса подшипника с покрытием из медно-свинцовистой бронзы при работе в условиях высоких температур. Тест L-1 или 1H для дизельных двигателей определяет условия измерения высокотемпературных отложений.

Тест Falcon для бензиновых двигателей использовался для определения альтернативных или дополнительных эксплуатационных требований, связанных с процессом образования ржавчины.

 

API –SE - масла, соответствующие эксплуатационным требованиям следующих тестов для бензиновых двигателей: Тест Sequence IID (и предшествующие тесты IIB или IIC) для бензиновых двигателей, сопоставленные с данными об автомобилях, которые до 1978 г. использовались для коротких поездок, основная цель — исследование образования ржавчины. Тест Sequence IIID (и ранее IIIC) для бензиновых двигателей сопоставлен с данными об автомобилях, работавших при высоких температурах до 1978 г., основная цель — исследование загустевания масла и износа механизма клапана. Тест Sequence VB (и ранее VC) для бензиновых двигателей был соотнесен с данными по автомобилям, которые эксплуатировались до 1978 г. в условиях езды по городу, основная цель — исследование нагара и шлама. Тест L-38 для бензиновых двигателей устанавливает режим для измерения потери веса подшипника с покрытием из медно-свинцовистой бронзы при работе в условиях высоких температур.

 API – SF - масла, соответствующие эксплуатационным требованиям следующих тестов для бензиновых двигателей: Тест Sequence IID для бензиновых двигателей, сопоставленный с данными об автомобилях, которые до 1978 г. использовались для коротких поездок, основная цель — исследование образования ржавчины. Тест Sequence IIID для бензиновых двигателей сопоставлен с данными об автомобилях, работавших при высоких температурах до 1978 г., основная цель — исследование загустевания масла и износа механизма клапана. Тест Sequence VB для бензиновых двигателей был соотнесен с данными по автомобилям, которые эксплуатировались до 1978 г. в условиях езды по городу, основная цель — исследование нагара, шлама и износа механизма клапана. Тест L-38 для бензиновых двигателей устанавливает режим для измерения потери веса подшипника с покрытием из медно-свинцовистой бронзы при работе в условиях высоких температур.

 API –SG - масла, соответствующие эксплуатационным требованиям по измерениям в процессе следующих тестов для бензиновых и дизельных двигателей: Тест Sequence IID для бензиновых двигателей, сопоставленный с данными об автомобилях, которые до 1978 г. использовались для коротких поездок, основная цель — исследование образования ржавчины. Тест Sequence IIIE для бензиновых двигателей сопоставлен с данными об автомобилях, работавших при высоких температурах до 1988 г., основная цель — исследование загустевания масла и износа механизма клапана. Тест Sequence VE для бензиновых двигателей был соотнесен с данными по автомобилям, которые эксплуатировались до 1988 г. в условиях езды по городу, основная цель — исследование шлама и износа механизма клапана. Тест L-38 для бензиновых двигателей устанавливает режим для измерения нагара поршня и потери веса подшипника с покрытием из медно-свинцовистой бронзы при работе в условиях высоких температур. Тест 1H2 для дизельных двигателей определяет условия измерения высокотемпературных отложений.

 API –CA - масла, соответствующие эксплуатационным требованиям по измерениям в процессе следующих тестов для бензиновых и дизельных двигателей: Тест L-1 (при содержании серы в топливе 0.4 промилле) для дизельных двигателей без наддува определяет условия измерения отложений на поршне. Тест ORC L-38 (и ранее тест L-4) для бензиновых двигателей устанавливает режим для измерения нагара поршня и потери веса подшипника с покрытием из медно-свинцовистой бронзы при работе в условиях высоких температур.

 API –CB - масла, соответствующие эксплуатационным требованиям по измерениям в процессе следующих тестов для бензиновых и дизельных двигателей: Тест L-1 (при содержании серы в топливе 1 промилле) для дизельных двигателей без наддува определяет условия измерения отложений на поршне. Тест ORC L-38 (и ранее тест L-4) для бензиновых двигателей устанавливает режим для измерения нагара поршня и потери веса подшипника с покрытием из медно-свинцовистой бронзы при работе в условиях высоких температур.

 API –CC - масла, соответствующие эксплуатационным требованиям по измерениям в процессе следующих тестов для бензиновых и дизельных двигателей: Тест 1H2 для дизельных двигателей сопоставлен с данными по двигателям с непрямым впрыском, работающим в режиме средней интенсивности, основная цель — исследование отложений на поршне и в канавках колец. Тест ORC L-38 для бензиновых двигателей устанавливает режим для измерения нагара поршня и потери веса подшипника с покрытием из медно-свинцовистой бронзы при работе в условиях высоких температур. Модифицированный тест LTD для бензиновых двигателей определяет условия измерения шлама и нагара. Тест Sequence IID для бензиновых двигателей сопоставлен с данными об автомобилях, которые до 1978 г. использовались для коротких поездок, основная цель — исследование образования ржавчины.

 

API –CD - масла, соответствующие эксплуатационным требованиям по измерениям в процессе следующих тестов для бензиновых и дизельных двигателей: Тест Caterpillar 1G2, сопоставленный с данными о двигателях с непрямым впрыском в интенсивном режиме; основная цель — исследование образования отложений на поршне и канавке поршневого кольца. Тест ORC L-38 для бензиновых двигателей устанавливает режим для измерения нагара поршня и потери веса подшипника с покрытием из медно-свинцовистой бронзы при работе в условиях высоких температур.

API -CD-I  - масла, соответствующие эксплуатационным требованиям по измерениям в процессе следующих тестов для бензиновых и дизельных двигателей: Тест Caterpillar 1G2, сопоставленный с данными о двигателях с непрямым впрыском в интенсивном режиме; основная цель — исследование образования отложений на поршне и канавке поршневого кольца. Тест Detroit Diesel 6V-53T был сопоставлен с данными об автомобилях, оснащенных двухтактными дизельными двигателями, которые эксплуатировались до 1985 г. на высоких скоростях; основная цель — исследование разрушений поршневых колец и гильз. Тест ORC L-38 для бензиновых двигателей устанавливает режим для измерения нагара поршня и потери веса подшипника с покрытием из медно-свинцовистой бронзы при работе в условиях высоких температур.

 API –CE - масла, соответствующие эксплуатационным требованиям по измерениям в процессе следующих тестов для бензиновых и дизельных двигателей: Тест Caterpillar 1G2, сопоставленный с данными о двигателях с непрямым впрыском в интенсивном режиме; основная цель — исследование образования отложений на поршне и канавке поршневого кольца. Тесты Mack T-6, T-7 и Cummins NTC-400 для дизельных двигателей с прямым впрыском. Тест T-6, сопоставленный с данными об автомобилях, оснащенных двигателями, которые эксплуатировались до 1980 г. на высоких скоростях; основная цель — исследование отложений, потребления масла и износа. Тест T-7 был сопоставлен с данными об автомобилях с двигателями, которые эксплуатировались с перегрузками до 1984 г.; основная цель — исследование загустевания масла. Тест NTC-400 для дизельных двигателей был сопоставлен с данными об автомобилях с двигателями, которые эксплуатировались на шоссейных трассах до 1983 г.; основная цель — исследование потребления масла, отложений и износа. Тест ORC L-38 для бензиновых двигателей устанавливает режим для измерения нагара поршня и потери веса подшипника с покрытием из медно-свинцовистой бронзы при работе в условиях высоких температур.

Источник: graze.ru

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *