Что такое чиптюнинг дизельного двигателя

«Tuning» в переводе с английского означает «настройка», «регулировка». Наиболее привлекательное направление доработки автомобильного двигателя — chip-tuning. Его особенность заключается в том, что изменение характеристик дизельного двигателя, а именно: — крутящего момента, мощности, расхода топлива, достигается без механических доработок двигателя, таких как расточка цилиндров, увеличение хода поршня и т.д.   

Такой тюнинг возможен только, если автомобиль оснащен электронным блоком управления двигателем (ECU — Engine Control Unit), который, собственно, и подвергается доработке. ECU — это своего рода автомобильный компьютер. Он руководит работой мотора, то есть формирует управляющие сигналы для исполнительных устройств системы впрыска топлива, зажигания и турбонаддува, числа оборотов и положения коленчатого вала двигателя, расхода воздуха и т.д., согласно информации, получаемой от датчиков. В таком компьютере находится один очень важный элемент — чип (chip) — микросхема памяти, в которую заложена программа управления двигателем.

Суть чиптюнинга состоит в следующем. Двигатель современного дизельного автомобиля работает по определенной программе. Корректируя которую, можно изменять некоторые параметры работы систем двигателя. Подавать в цилиндры больше или меньше топлива, изменять угол опережения зажигания, менять режим работы систем, контролирующих токсичность выхлопных газов. В программе управления турбированными дизельными двигателями изменяются момент включения турбонаддува и максимальное давление наддува, высвобождаются скрытые резервы дизельного двигателя, которые ограничены в процессе заводского изготовления автомобиля.  

Основное преимущество chip-tuning — он значительно дешевле, чем механическая переделка двигателя. Еще одно преимущество такого тюнинга, это выигрыш во времени. На эту операцию затрачивается от часа до двух-трех дней, в то время как на модернизацию двигателя (форсирование) понадобится не одна неделя.

Что же скрывает в себе чиптюнинг? Ресурс двигателя, подвергнутого chip-tuning — главный вопрос, который беспокоит владельцев авто. Одни утверждают, что увеличение мощности таким способом ведет к росту нагрузок на детали поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма и, соответственно, к более интенсивному их износу. Другие настаивают на том, что при большем крутящем моменте передачи переключаются на более низких оборотах, когда поршни и другие детали испытывают меньшую нагрузку и совершают меньше движений, поэтому изнашиваются не так быстро. На практике моторесурс во многом зависит и от стиля вождения. Если за рулем гонщик, естественно, речи о большом ресурсе быть не может. Другое дело, если водитель авто ни за кем не гоняется. Ресурс двигателя в этом случае вряд ли будет отличаться от стандартного.

Откуда же берется мощность? Чтобы получить даже заданную расчетную мощность, необходимо, чтобы топливо, будь то солярка или бензин, были идеального качества. В реальности, автовладелец недополучает 10-20% мощности только из-за низкого качества топлива, добавить к этому избыточную пыль в воздушном фильтре, на наших дорогах, плохое пропускание отработанных газов через катализатор, из-за плохого топлива. В некотором роде chip-tuning это всего лишь компенсация мощности, потерянная в наших условиях эксплуатации.

Почему возможен чиптюнинг? Современные требования к производителям автомобилей обязывают делать автомобиль сапер экологичным, и в реальности, возможности двигателя не задействованы почти на всех режимах. Это сделано для того, чтобы ни одна молекула недогоревшего топлива не попала в выхлопную трубу, но если посмотреть на то, что ездит по нашим дорогам, особенно отечественный грузовой дизельный транспорт, то это условие далеко не для нашей страны. Поэтому, догружая неиспользуемый ресурс двигателя, на всех режимах достигается большая мощность, за счёт небольшого снижения экологических требований.

Мощность бензинового атмосферного двигателя можно увеличить на 8-18%, турбированного — на 20-30%. В случае с турбированными дизельными моторами, их мощность удается повысить на 25-40%, а крутящий момент — на 20-30%. Стоит отметить, что увеличение мощности не всегда в полной мере отражает реальный результат. Как правило, максимальную мощность двигатель выдает на оборотах, близких к максимуму. Но вряд ли кто-то постоянно ездит на оборотах близких к 6000-7000. Прибавка крутящего момента в большой степени отражает реальный результат тюнинга. Именно при его увеличении, особенно в зоне малых оборотов, двигатель становится более приемистым, т.е. способным быстрее разгонять автомобиль. Chip-tuning как раз и обеспечивает увеличение крутящего момента и смещение его максимальной величины в сторону низких оборотов.

Что дает chip-tuning обычному водителю, который не помешан на  спортивном азарте и высоких скоростях? Во-первых, более высокие тягово-скоростные характеристики облегчают процесс управления автомобилем в городе. Во-вторых, на трассе с интенсивным движением появляется больше возможностей совершать резкие ускорения при обгонах. В-третьих, легче двигаться при полной загрузке автомобиля. Кроме того, после нескольких лет эксплуатации некоторые авто владельцы начинают жаловаться на недостаток мощности «родного» мотора — эффект привыкания. Во всех этих случаях chip-tuning — это реальный шанс изменить характер машины.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *